Медведи-куклы, так же, как и куклы других животных, не сразу стали игрушками. Гораздо раньше они были телом для духа. Так же, как и человеческое тело является пристанищем для духа, так и кукла была пристанищем для духа человека или животного, когда тело разрушалось. До наших дней сохранилась шаманская традиция изготовления кукол для духов-помощников, духов-предков, как нового тела, в котором они могут жить после гибели их физической плоти. (http://koshkopjos.livejournal.com/329534.html) Изготовление таких кукол – уже не кукол, а отчасти живых существ, часто служит сюжетом фильмов ужасов про ведьм, Вуду и зловредное колдовство. Но, как правило, такие куклы изготавливались для того, чтобы дать тело добрым, дружественным, духам. Поэтому они были красивыми и радостными.
Помню, как потрясла меня тряпичная рыба, ээрен тувинского шамана в краеведческом музее Кызыла. Вокруг витрины плясать можно было от радости. Конечно, такая кукла была вместилищем для духа.
Но для придания ей жизненной силы требовалось немало усилий и искусства шамана. Шаман создавал тело для души, например, медведя, и оживлял его, вкладывая частицу своей души и жизненной силы, своей жизни. В оживлении так же могли принимать участие элементы стихий – огонь, вода и воздух, а так же растения или минералы, обладающие большой жизненной силой. Например, такие вечнозелёные растения, как можжевельник и рододендрон.
И сейчас, когда мы сталкиваемся с «игрушками» Тэдди, часто не поворачивается язык назвать их просто – «игрушки». Иногда человек старается не признавать того, что очевидно – авторская игрушка – уже гораздо более живая, чем фабричная, пошитая на конвейере. Поэтому существует много характерных «тэддистских суеверий» - например, не перешивать медведя после того, как ему пришиты глаза. В древности «открытие глаз» было финальным актом оживления. Или, если возникнет необходимость возить из по городу, пользоваться не целлофановыми пакетами, в которых трудно дышать, а натуральными сумочками, из которых мишка может выглядывать и смотреть по сторонам.
(c) koshkopjos